В Петропавловск-Камчатском городском округе (ПКГО) есть школьные службы примирения (ШСП) в которых принимают участие волонтёры–медиаторы, обычные школьники, которые всегда готовы помочь своим ровесникам в сложных конфликтных ситуациях. Цель организации ШСП в школах ПКГО - обеспечение благополучного и безопасного развития и социализации школьников, в том числе в случае возникновения трудной жизненной ситуации, включая вступление в конфликт с законом.
ШСП - это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда. Ядром этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией), где ученик или куратор ШСП выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). Медиатор, применяя медиативные и восстановительные технологии, помогает всем участникам услышать и понять друг друга, а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
На программах примирения обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, чувства, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и то, каким образом сообщество может в дальнейшем участвовать в судьбе сторон конфликта. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.
В ПКГО ШСП действуют в следующих общеобразовательных учреждениях:
- МАОУ «Средняя школа No 1;
- МБОУ «Основная школа No 5»;
- МБОУ «Средняя школа No 7»;
- МБОУ «Средняя школа No 15»;
- МБОУ «Средняя школа No 17»;
- МБОУ «Средняя школа No 26»;
- МАОУ «Средняя школа No 27»;
- МАОУ «Средняя школа No 31»;
- МАОУ «Средняя школа No 36»;
- МАОУ «Гимназия No 39»;
- МАОУ «Средняя школа No 42».
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой:
1) Стороны признают свое участие в конфликте или любой другой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2) Сторонам больше 10 лет.
3) Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т. п.).
4) Если в конфликте участвуют учителя или родители, на встрече необходимо присутствие взрослого.
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.
Результаты деятельности школьных служб примирения:
Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред). Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.
Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию. Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса. С помощью медиации и восстановительного подхода создается новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.